В России каждому автовладельцу знакомо название ОСАГО. Расшифровка аббревиатуры означает «обязательное страхование автогражданской ответственности». В России обязательное страхование рисков при управлении автомобилем появилось только в 2003 году. Поначалу это воспринималось как навязывание ненужной услуги ОСАГО. Расшифровка этих пяти букв была многим незнакома. Нововведение было воспринято автолюбителями в штыки, так как было тяжело смириться с тем, что какой-то вид страхования вообще может быть обязательным.
Сейчас же те, кто не представляет свою жизнь без автомобиля, всегда должны иметь полис ОСАГО. Расшифровка термина содержит ключевое слово «обязательное», то есть, согласно закону N 40-ФЗ от 25.04.2002, полис ОСАГО должен иметь абсолютно каждый владелец автотранспорта. Обязанность по реализации исполнения закона об ОСАГО лежит на МВД России и Всероссийском союзе страховщиков.
Что в себя включает ОСАГО?
Вам будет интересно:Как получить кредит в Сбербанке: порядок оформления, условия, процентная ставка
Итак, обязательное страхование автомобиля называется ОСАГО. Расшифровка содержит сочетание «автогражданская ответственность». Это означает, что страхуется ответственность водителя перед третьими лицами. Простыми словами, если автолюбитель попал в дорожно-транспортное происшествие, в котором он является виновником, то его страховая компания выплачивает пострадавшему водителю компенсацию. Виновнику аварии придется чинить машину уже за свой счет. При этом выплата производится не только за поврежденный автомобиль, но и за причинение вреда жизни и здоровью.
Вам будет интересно:Льготы ветеранам труда (ветеранам Свердловской области), денежные выплаты
С 2017 года страховые компании заменили денежную выплату на натуральное возмещение убытков. Теперь поврежденный автомобиль обязаны восстановить в автомастерской за счет страховой компании, причем для этого нужно использовать только новые детали, без износа.
Лимиты выплат по ОСАГО
Важно помнить о том, что выплата ОСАГО не всегда покрывает стоимость ремонта автомобиля. Существуют определенные лимиты выплат по страховке:
- до 500 000 рублей на каждого пострадавшего, если был причинен вред жизни и здоровью;
- до 400 000 рублей на восстановление автомобиля, если был причинен только материальный ущерб.
Если сумма выплаты по полису ОСАГО не покрывает ремонт, то пострадавший может подать на виновника в суд. В этом случае недостающую сумму будут взыскивать в частном порядке. Именно поэтому дорогие автомобили целесообразно страховать еще и по КАСКО – тогда есть вероятность при крупном ДТП полностью покрыть расходы на ремонт, а в случае тотального повреждения можно даже получить новый автомобиль
От чего зависит цена на ОСАГО?
Цена на этот вид страхования регулируется законодательством. Рассчитывается она путем перемножения двух показателей: корректирующих коэффициентов и базовой ставки.
Базовая ставка для легковых автомобилей на 2021 год составляет от 2471 до 5436 рублей. Диапазон тарифов предусмотрен для сохранения конкуренции на страховом рынке. Конкуренция – залог повышения качества обслуживания клиентов страховыми компаниями по ОСАГО. Расшифровка аббревиатуры напоминает, что страхование является обязательным, поэтому компании выбираются покупателем чаще всего исходя из итоговой цены на полис.
Сумма, которую клиент оплатит за покупку ОСАГО, зависит в том числе от следующих корректирующих коэффициентов:
- Территориального коэффициента. К примеру, в сельской местности стоимость страхового полиса будет ниже, чем в мегаполисе.
- Возраста водителя и его стажа. Чем моложе автовладелец, тем более дорогой страховой полис у него будет.
- Коэффициента "бонус-малус". Он учитывает безаварийную езду. Если в предыдущем страховом периоде у владельца полиса произошло ДТП, в котором он признан виновником, то в следующем страховом периоде стоимость ОСАГО повышается.
- Коэффициента по допуску лиц к управлению транспортным средством. Если круг таких лиц не ограничен (так называемая «открытая» страховка), то такой страховой полис будет стоить значительно дороже.
Также в списке корректирующих коэффициентов учитывается сезонность, наличие прицепа, мощность автомобиля и другие.
Как страхование автомобиля производится в Европе
Начнем со штрафов. Для сравнения: штраф за отсутствие полиса ОСАГО в России составляет от 500 до 800 рублей, при этом больше никаких санкций к незадачливому водителю не применяется. А вот в Европе помимо обязательного штрафа за отсутствие полиса можно вообще остаться без прав или даже получить тюремный срок! Сам европейский принцип выплат возмещения по страховке очень похож на российский – виновник восстанавливает автомобиль за свой счет, а пострадавший получает компенсацию.
Однако в ряде стран владелец полиса получает возмещение вне зависимости от того, виноват он в ДТП или нет. Во Франции к стандартному полису можно добавить и риск боя стекол, поджога, стихийных бедствий и другие – это урезанный аналог страхования КАСКО в России.
В американских штатах Миссисипи и Вирджиния автовладелец может вообще не покупать страховой полис, если предварительно предоставит доказательства своей платежеспособности в случае ДТП. В этой системе есть экономический смысл – ведь в аварию в течение страхового года можно и не попасть, тогда и незачем оплачивать страховой полис.
Чем КАСКО отличается от ОСАГО
Даже опытные водители порой не знают, как расшифровать КАСКО и ОСАГО. На просторах Интернета можно встретить следующую расшифровку слова КАСКО – "комплексное автострахование, кроме ответственности". Это не совсем корректный вариант, все-таки аббревиатура – это ОСАГО. Перевод букв с испанского casco - «шлем», вот он образно и выражает суть КАСКО. Однако первый вариант наиболее точно раскрывает суть этой страховки – автомобиль защищен буквально от всего, что может произойти с ним на дороге. Даже если в аварии виноват собственный владелец. В России нередки случаи, когда на автомобили падает лед с крыш, могут рухнуть деревья во время сильного ветра – все эти риски покрывает полис КАСКО.
Расшифровка КАСКО и ОСАГО дает представление о работе этих видов страхования.
Кому стоит купить КАСКО
Например, автолюбитель, только что окончивший автошколу, приобретает в салоне новый автомобиль. Обычно в течение первого года активного водительского стажа существует высокий риск повредить нового железного друга. Речь даже не идет о крупных ДТП: царапины при парковке, неудачный съезд в канаву, град или треснутая фара – весь ремонт будет оплачиваться по страховке КАСКО, а автовладелец будет чувствовать себя спокойно и защищенно. Особенно это актуально для транспорта из дорогого сегмента, так как полис ОСАГО, скорее всего, не покроет полную сумму ремонта.
От чего зависит цена на КАСКО
Цена на расширенную страховку зависит от следующих параметров:
- Стажа водителя. Аналогично ОСАГО – чем больше стаж, тем ниже стоимость.
- Возраста водителя. По статистике страховых компаний, чем моложе водитель, тем больше риск возникновения ДТП. Следовательно, с увеличением возраста уменьшается стоимость полиса.
- Модели автомобиля. Здесь расчет идет, опять-таки исходя из статистических данных по угону. Чем больше привлекает угонщиков та или иная марка автомобиля, тем дороже выйдет полис КАСКО.
- Года выпуска ТС. Здесь ситуация, обратная возрасту водителя. Чем старше автомобиль, тем дороже выйдет полис.
- Вида выплат. Агрегатная выплата уменьшается на каждую сумму, полученную владельцем в результате страхового случая. То есть если страховая сумма была равна 100 единицам, а за починку фары по КАСКО выплатили 10 единиц, то в течение оставшегося страхового года можно рассчитывать на оставшиеся 90 единиц. Неагрегатная выплата остается неизменной, вне зависимости от количества убытков. То есть после замены фары у владельца сохранится страховой лимит в 100 единиц.
Теперь вы знаете, как расшифровывается ОСАГО и КАСКО, чем эти виды полисов отличаются друг от друга и какие риски включаются в страховое покрытие.