Перемещение рулевого колеса как органа управления автомобилем тоже имеет свою историю. На исторических фотографиях транспортных средств императорского гаража Николая II видно, что сначала правый руль в России был приоритетным. Это отражало мировую тенденцию.
Самобеглые коляски были статусным предметом, владельцу было удобно выходить на тротуар или наблюдать за гужевым транспортом.
Закон о праворуких машинах в России и в СССР
Вам будет интересно:Российские права: порядок выдачи, особенности, расшифровка категорий и подкатегорий
Промышленность в России до 1932 г. выпускала автотранспорт с таким расположением органов управления, и смещение руля влево произошло с подачи лицензионных "Фордов". Это вызвано объективными причинами превращения водителя из собственника в обслуживающий персонал. Шоферу было удобнее следить за дорожной обстановкой и контролировать движение встречных машин, сидя ближе к осевой линии дороги.
По мере развития правовой базы организации дорожного движения и принятия правостороннего движения в СССР вопрос о расположении водителя во время движения не стоял.
Вам будет интересно:Нужна ли медсправка при замене водительских прав: порядок замены водительского удостоверения, необходимые документы
Абсолютное число машин было с левым расположением руля, единичные реэкспортные экземпляры правовому регулированию не подлежали.
Запретят ли правый руль в России наших дней
Но задули ветры перестройки, и ситуация изменилась. В 1993 году железный занавес рухнул, как ни странно, под давлением извне, и в числе прочего на территорию бывшего Союза хлынул поток автотранспорта секонд-хенд. И если западнее Урала это была продукция европейских производителей, то с Дальнего Востока безоговорочно авторынками овладели потомки самураев.
И сразу же утвердилась мысль, что праворульные автомобили запретят в России неизбежно и очень скоро.
Отечественная экономическая мысль АвтоВАЗа была занята высокоприбыльными операциями сейчас подзабытого альянса АВВА по экспорту и реэкспорту продукции, улучшать материальную базу было недосуг. А «японцы» были, во-первых, престижнейшими иномарками, а главное, будучи даже с солидным пробегом, объективно на порядки превосходили изделия автопрома тех лет по всем показателям.
Прозрение
Как ни обидно, но рынок все расставил по своим местам. За Уралом для легкового отечественного транспорта места не осталось. Грузовики еще могли держаться за счет отсутствия дорог, иномарки не справлялись с родными колдобинами, а легковушки капитулировали. Последним гвоздем крышки стала стоимость транспортировки товара к потенциальному потребителю. Услуги РЖД заставили новый «Жигуль» стоить в два раза больше двухлетки «Ленд-Крузер-Премиума». А единственный внедорожник «Нива» предлагался дороже пятилетнего «Ниссан-Патрола». Соответственно, для АвтоВАЗа места за становым хребтом России не осталось.
Очевидные меры
Владивосток быстро обзавелся еще одним, наряду с багульниками, фортом и амурскими тиграми, всенародным брендом — авторынком «Зеленый угол», а народ отметил это мудростью о том, что жена должна быть российской, а машина - японской. В нынешней реальности без криминала и коррупции никуда, и в ответ на рост этого бизнеса и его смежных сфер по ремонту, предпродажной подготовке и перегону в западные части страны столица ответила слухами, что в России запретят правый руль. В России в общем отреагировали привычно и безразлично, а вот во Владивостоке вспомнили про существование в свое время Дальневосточной республики. Ведь в городе в этой сфере трудилась десятая часть населения.
Таможня и добро
Первым естественным шагом по защите интересов отечественных производителей, которые уже трансформировались в не совсем отечественные, стала активизация работы по введению таможенных пошлин, вернее усилия по их собираемости. Другая сторона протекционистских мер, информационная, проявилась в активизации слухов, что праворульные автомобили запретят в России и что вождение машин с правым рулем увеличивает риск любого маневра на дороге, за исключением остановки. Далее наступление на Владивосток как крупнейший российский поставщик вторичного рынка автотранспорта будет вестись по этим направлениям.
Результаты на сегодня
Праворульные автомобили запретят в России — это факт, и этому, как водится, есть объективные и субъективные причины. Беспрецедентная экспансия иностранцев в прошлом произошла в результате усилий внутренних реформаторов, Япония завоевала этот рынок абсолютно без усилий с ее стороны, и развивать его ей не очень нужно. А отечественный бизнес можно направить в желаемое русло постепенно по апробированным рецептам. Предыдущие таможенные меры и контрмеры торговцев были разнообразны вплоть до появления «конструкторов» — разрезаемых в Японии и свариваемых вновь здесь автомобилей. Информационное просвещение и практика езды убедила водителей в неудобстве расположения баранки слева. В результате этих действие и изменения общих экономических условий рынок подержанных автомобилей потерял свою привлекательность для европейской части страны, спрос сократился на три четверти. Востребованными остались суперкомпакты с малым литражом, вместительные минивэны и дешевые гибриды или электроприводные мини-авто. Очень хорошо держатся мини-грузовики, оснащенные спецприспособлениями для строительства.
Но препятствий для законного оформления экспортной техники все больше. Во владивостокских таможенных органах запрещено оформлять ввозимые для личных нужд автомобили жителям других регионов. А оформление их по месту жительства затруднено из-за немногочисленности площадок для досмотра, прошедших аккредитацию. Доставка к месту эксплуатации по Таможенному кодексу должна осуществляться немногочисленными специализированными перевозчиками, что увеличит стоимость таможенных действий.
Прогноз
Поскольку праворульные автомобили запретят в России, основные усилия сейчас направляются на ограничения ввоза с учетом нужд жителей Дальнего Востока, где все предпринятые инициативы встречались с неодобрением. Ведь все предыдущие усилия привели к разрушению сложившихся инфраструктур и падению доходов населения. Рынок фактически рухнул еще и по причине кризиса, девальвации и эпидемии и сократился до регионального. Но и его добивают. Буквально 2 декабря истек срок постановления, позволяющего не устанавливать жителям района на автомобили, приобретаемые для себя, противоугонного приспособления «Эра-Глонасс», которое стоит от 40 до 80 тысяч рублей. Как водится, организации, имеющие право их монтировать, испытывают дефицит этих устройств, а в течение недели прибудут на паромах не менее пятисот машин. Так что собаки лают, а караван запретов идет.
После этого можно будет заняться уже завезенными и оформленными ранее.