- Общая информация
- Как выглядит удерживающее приспособление
- Распространение действия кресла
- Где купить
- Что закон разрешает
- Принципы деления автокресел
- Цена удерживающего приспособления
- Как выбрать
- Как устанавливать
- Важные моменты
- Что следует запомнить
- Штрафные санкции
- Бескаркасное кресло
- Как сотрудник ДПС проверяет присутствие в машине ребенка
- Перевозка детей в автобусе
- Другие критерии поездки
- Судебная практика
Удерживающее устройство для детей в автомобиле теперь является обязательным. К тому же каждый год правила дополняются и меняются. В этом году тоже были внесены изменения, которые нужно знать. Именно эти знания помогут уберечь ребенка от беды или просто не нарушить закон.
Общая информация
По статистике, большинство аварий с участием детей произошло, когда удерживающего устройства для детей в автомобиле не было. Все потому, что только кресло способно обеспечить безопасность для маленького человека, но ни в коем случае не сидение на коленях у взрослого.
Вам будет интересно:Праворульные автомобили запретят в России: прогнозы. История праворульных автомобилей в России, регионы распространения, реакция на запрет
Это происходит из-за того, что дети не имеют опыта и достаточной реакции для правильного поведения в экстремальной ситуации. По этой причине государственные стандарты указывают на то, что удерживающее устройство для детей в автомобиле законодательно разрешено. Их нужно подбирать в соответствии с возрастом ребенка и его весом.
Как выглядит удерживающее приспособление
Что такое удерживающее устройство для детей в автомобиле, подробно прописано в ГОСТе. Основные элементы — это:
- Гибкие ремни с пряжками или лямки.
- Вспомогательные детали, которые регулируют длину.
- Элементы крепления.
Также допустимо присутствие люлек, еще одного сидения или противоударной защиты.
Вам будет интересно:Российские права: порядок выдачи, особенности, расшифровка категорий и подкатегорий
Главное в конструкции удерживающего устройства для детей в автомобиле — это обеспечение неподвижности ребенка в случае резкого торможения.
В первых правилах было сказано, что ребенок должен сидеть в кресле до двенадцатилетнего возраста даже сзади. Но впоследствии были внесены поправки, и теперь это касается только детей до семи лет. Опять же, по собственным соображениям, родители вправе пристегнуть ребенка, невзирая на, то сколько ему лет.
Согласно правилам дорожного движения, в пункте 22,9 прописано, что дети младше семи лет обязаны перемещаться в кресле для перевозки детей в автомобиле.
В нашей стране подобные кресла также обязаны соответствовать ГОСТу 41,44.
Если человек нарушает правила, то он будет привлечен к административным взысканиям в виде штрафов.
Распространение действия кресла
Кресло для перевозки детей в автомобиле подбирается под возраст и вес ребенка, что особенно ценно. Ведь обычные ремни безопасности рассчитаны на взрослого человека, а значит, что резкая остановка машины или столкновение приведет к печальным последствиям. Все потому, что если для взрослого ремень проходит по грудной клетке, то у ребенка он находится под шеей.
Именно по этим причинам удерживающая конструкция обязана отвечать требованиям ГОСТа и соответствовать весовой и возрастной категории ребенка.
Кроме индивидуальных особенностей, удерживающие устройства для детей можно разделить на два вида:
- Нецельное. Это частичное устройство, применяющееся вместе с ремнем безопасности. Это адаптеры и бустеры.
- Цельное. Оно укомплектовано всеми нужными элементами. Например, это автолюлька или детское кресло.
Где купить
Вам будет интересно:Нужна ли медсправка при замене водительских прав: порядок замены водительского удостоверения, необходимые документы
Подобные приспособления продаются в специальных магазинах, детских магазинах или автомобильных супермаркетах. Благо, что сейчас очень большой выбор, и каждый покупатель сможет найти устройство по своим потребностям. Кроме того, удерживающие устройства для детей бывают с дополнительными аксессуарами и самых разных цветов. Ведь для многих важно, чтобы цвет сидения совпадал с остальным салоном машины.
Что закон разрешает
По последним изменениям в законодательстве, удерживающее устройство для ребенка должно быть специализированным. Вне закона теперь замены на не сертифицированные приспособления типа ремневой тканевой накладки.
В правительственном постановлении внесены корректировки, и теперь нельзя упоминать иные устройства, кроме автокресел.
За такими поправками стоит следить, потому что изменения вносятся часто. И лучше всего делать это на официальном сайте Правительства. Только в этом случае можно быть уверенным в достоверности информации.
Принципы деления автокресел
Как уже говорилось, удерживающее устройство для ребенка нужно подбирать соответственно его потребностям. Именно поэтому существуют группы автокресел:
- Автолюлька. Ее можно использовать в течение первого года жизни, начиная с первых дней. В таком устройстве присутствует мягкий вкладыш, а крепится она с помощью автомобильных ремней. Автолюльку нужно устанавливать вдоль автомобильного сидения, то есть перпендикулярно тому, как движется машина. Выдерживает вес до десяти килограммов. Ребенок фиксируется ремнями, которые находятся внутри кресла.
- Еще одна группа устройств, которые можно применять с рождения. Они отличаются от автолюльки большим весом, который выдерживают (тринадцать килограммов) и положением ребенка. В этой конструкции дети находятся уже в полусидячем положении. Также такое устройство можно устанавливать как по ходу движения, так и перпендикулярно ему.
- Первая группа подходит для детей, которые не достигли четырехлетнего возраста и весят не больше восемнадцати килограммов. Их устанавливают по ходу движения машины, а ребенок фиксируется внутренними ремнями.
- Вторая группа необходима для использования детьми, не достигшими семилетнего возраста. Выдерживает вес от пятнадцати до двадцати пяти килограммов. У этих кресел есть регулируемая спинка, которая поднимается или опускается в зависимости от роста ребенка. Дети в таком кресле фиксируются ремнями безопасности машины.
- Бустеры входят в третью группу и подходят для детей, которым еще нет двенадцати лет. Выдерживают вес до тридцати шести килограммов. Обычно бустеры входят во вторую группу устройств, и если спинка по росту уже не подходит, то после ее снятия остается бустер.
Бывают еще и адаптеры, которые используются как накладки на автомобильные ремни безопасности. Они фиксируют ремень так, чтобы он не касался шеи ребенка. Наиболее популярные адаптеры производит фирма ФЭСТ.
Вам будет интересно:Как проверить запрет на регистрационные действия автомобиля: советы и рекомендации
Безусловно, самым безопасным вариантом будет автомобильное кресло или люлька, но для многих людей они очень дорого стоят. Особенно бьет по карману необходимость их менять с возрастом ребенка.
Цена удерживающего приспособления
Обеспечивает безопасность детей в автомобиле кресло, и на нем не стоит экономить.
Автокресло, которое соответствует всем нормам Таможенного Союза, будет стоить не меньше десяти тысяч. Устройства китайского производства можно купить за пять тысяч и выше.
Такое удерживающее устройство, как бустер, обойдется в полторы тысячи. Адаптеры же в нашей стране можно купить за пятьсот рублей. Про последние стоит сказать отдельно.
В застегнутом состоянии адаптер приобретает треугольную форму, на нем имеются пуговицы, которые позволяют регулировать размер под ребенка. Адаптер сделан из мягкой ткани, что повышает комфортность для ребенка. Если вдруг случится столкновение, то адаптер распределит нагрузку по всему телу равномерно. ФЭСТ можно применять, только если ребенок весит больше девяти килограммов и ростом выше ста десяти сантиметров. Это устройство сертифицировано в Российской Федерации. Когда на ремне есть адаптер, то пристегнутым может быть только один ребенок. Двоих детей фиксировать одним ремнем недопустимо.
Чтобы сэкономить на удерживающем приспособлении, его можно заказать в интернет-магазине. Минусом такой покупки является то, что не всегда приходят устройства, которые соответствуют росту и весу ребенка, а значит, последний будет чувствовать себя не комфортно.
Как выбрать
Первое, что нужно делать при выборе кресла для ребенка в автомобиль, — это выбирать вместе с ним. Это обусловлено тем, что все дети развиваются по-разному, по этой причине устройство нужно примерять. Нельзя брать приспособление на вырост, потому что в аварийной ситуации такая экономия может сыграть злую шутку.
Во время покупки нужно попросить продавца предъявить сертификат качества. Также с него можно сделать копию для того, чтобы предъявлять на дорогах сотрудникам дорожно-постовой службы. Даже если инспектор выпишет штраф в то время, когда сертификат на руках, это легко можно оспорить через суд.
Что же касается адаптера, то при его выборе нужно учитывать существенные недостатки такого устройства. Это:
- Нет защиты от ударов вбок.
- Ребенок может скользить по сидению машины, потому что нет четкой фиксации.
- Если скорость машины резко изменяется, то дети могут выпасть из-под поясничной рамки. Это происходит по причине того, что рост ребенка не позволяет ему упереться в пол.
- Треугольная накладка удержит от падения, но есть вероятность того, что она врежется в живот ребенка.
- При резкой остановке ребенок может удариться головой о переднее сидение.
То есть адаптер спасет от штрафа, но не спасет в экстремальной ситуации.
Как устанавливать
Адаптер или треугольник (удерживающее устройство для детей в автомобиле) не требует особой установки. Он просто надевается на ремень безопасности.
Что же касается перевозки на переднем кресле детей, которые не достигли семи лет, то закон гласит следующее:
- Перевозка детей на переднем кресле автомобиля возможна только при установленном на нем удерживающем приспособлении.
- На заднем сидении дети, которым нет семи лет, могут ездить только в автокресле. Дети старше этого возраста могут перевозиться в кресле или просто под ремнем безопасности, если позволяет рост.
- Впереди ребенок, не достигший двенадцати лет, может ехать, только если есть адаптер или бустер.
Кроме того, если кресло повернуто в салон, то необходимо отключить подушку безопасности дабы не нанести вред малышу. Если ребенок старше двенадцати лет сидит впереди, то отключать это средство защиты не нужно.
К слову, самым безопасным местом считается место за водителем или посередине. В таком расположении намного меньше шанса получить физические увечья.
Также если в машине отсутствуют ремни безопасности, то детей можно перевозить лишь сзади.
Важные моменты
Перед тем как выбирать, какой из видов удерживающих устройств для детей в автомобиле приобрести, нужно ознакомиться со всеми правилами дорожного движения, касающимися перевозки детей, и их изменениями.
Правила устанавливают перевозку только детей, которые не достигли двенадцати лет. Если ребенок старше, то он считается взрослым и правила его перевозки не отличаются от взрослых.
Итак, если кресло не по размеру и возрасту ребенка, то за это полагается штраф.
Даже если самые лучшие кресла для детей в автомобиле установлены неправильно, то это тоже карается штрафом. Еще суровее это наказывается при перевозке на переднем сидении.
Закон запрещает оставлять детей на заднем сидении машины в одиночестве, даже если он находится в удерживающем приспособлении. Это обусловлено тем, что пристегнутый ребенок не в состоянии себя защитить, а значит, он находится в беспомощном состоянии. За такое поведение назначается устный или материальный выговор.
Этот момент не прописан в законе как обязательный, но лучше так сделать для собственной безопасности. А именно, наклеить стикер на стекло "Дети в автомобиле". Но клеить его можно только сзади и так, чтобы он не препятствовал обзору водителя. За наклейку на переднем стекле можно получить штраф.
Что следует запомнить
Чтобы понимать, почему нельзя перевозить детей на руках, нужно знать следующее: во время столкновения на большой скорости вес ребенка становится больше в несколько раз, а это значит, что человек, у которого он на руках, физически не сможет его удержать. Если даже каким-то чудом ребенок останется на месте, то взрослый просто придавит его своим телом.
Также какой бы вид кресел для перевозки детей в автомобиле ни использовался, не стоит разрешать ребенку есть, пить или играть с опасными предметами во время движения.
Во время поездки на такси нужно выбирать ту службу, где есть машины с удерживающим приспособлением. А при вызове машины нужно сообщить, что поедет ребенок, его рост и вес.
Что касается установленного автокресла в машине, которым не пользуются. Если даже в автомобиле есть люлька или кресло, но ребенок во время поездки все равно находится на руках у взрослых, то это считается нарушением.
Штрафные санкции
Если водитель во время перевозки ребенка не использует удерживающее автомобильное устройство для детей, то он должен быть готов к штрафам.
Так, физическое лицо заплатит три тысячи рублей штрафа, должностное — двадцать пять тысяч, а юридическое — все сто тысяч.
Бескаркасное кресло
Много вопросов возникает по поводу этого удерживающего приспособления. Оно и понятно, ведь стоят такие кресла в несколько раз дешевле, чем их каркасные собратья. Правила дорожного движения какое-то время не регулировали этот момент, но не так давно провели исследования, которые помогли определиться по поводу этих приспособлений. Бескаркасные кресла для детей в автомобилях разрешены не будут. Все потому, что они никак не защищают ребенка, а в некоторых случаях могут дополнительно травмировать. За использование бескаркасных приспособлений (а кресла к ним относятся) водителя ожидает штраф в размере трех тысяч.
Как сотрудник ДПС проверяет присутствие в машине ребенка
Вам будет интересно:Некоторые фото "Правил дорожного движения"
Для того чтобы заметить ребенка, не нужно никаких приспособлений. Для сотрудника будет достаточно осмотра салона через стекло или в случае тонировки после того, как водитель стекло опустит.
Но несмотря на широкие полномочия, есть то, что инспектор делать не вправе. Он не может самолично открыть дверь машины, чтобы проверить пристегнуты ли в ней люди (в том числе и дети). Такое действие считается законным, только если происходит в присутствии понятых или фиксируется видеокамерой, но и то сначала нужно составить протокол.
Когда нет нарушений со стороны водителя, то лучше исполнить просьбу и открыть дверь машины или опустить стекло. Потому что гораздо больше времени уйдет на проведение досмотра согласно законодательству, чем такое простое действие.
Со стороны госавтоинспекции часто проводятся профилактические мероприятия. Их цель выявить нарушителей правил по перевозке детей и провести с ними беседу. Чаще всего сотрудники ДПС выбирают места вблизи детских садов и школ.
Перевозка детей в автобусе
Детей перевозят не только на личном транспорте, но и, например, на школьном. К последнему можно отнести:
- автобус не должен быть маршрутным;
- количество детей должно быть больше восьми;
- отсутствие родителей или законных представителей, не считая случаев когда они сопровождают группу.
Поездки на экскурсии возможны только после выполнения всех требований по отношению к документации, водителю, непосредственно автобусу.
Автобус должен соответствовать техническим требованиям о пассажирских перевозках, быть допущенным к движению по дорогам, в нем должен присутствовать тахограф, обязательно должна быть установлена спутниковая навигация, а также знак, уведомляющий о том, что в автобусе дети. Кроме того, не должно быть стоящих пассажиров, а все сидячие места должны соответствовать количеству людей. Если поездка занимает меньше двенадцати часов, то достаточно одного водителя. А если больше, то двух шоферов.
Требования к водителю довольно строгие:
- Он должен иметь стаж вождения в категории Д не меньше года за последние тридцать шесть месяцев.
- У него не должно быть нарушений правил дорожного движения, взыскание за которые — арест или лишение водительских прав.
- Водитель перед поездкой обязан пройти инструктаж.
- Обязательно прохождение медосмотра перед поездкой с детьми.
Другие критерии поездки
Человек, который организовывает поездку, обязан обеспечить всех ее участников. Если она длится больше двенадцати часов, то должен присутствовать медицинский работник.
Автобус с детьми не должен развивать скорость больше шестидесяти километров даже на трассе.
Возле каждого выхода обязательно должен быть сопровождающий. Если двигается больше двух транспортных средств, то назначается старший ответственный. Он и медицинский работник должны ехать в последнем транспортном средстве.
Автомобили ГИБДД сопровождают автобус только с шести утра до одиннадцати вечера. В ночное время - на расстояние, не превышающее сто километров. При этом сначала нужно добраться до аэропорта или вокзала, а потом только можно начинать движение от них.
Если предполагается, что транспортное средство будет в пути больше трех часов, то у детей должна быть вода и еда в сухом виде.
Если в графике есть перегоны, длящиеся больше четырех часов, то нельзя перевозить детей младше семи лет.
Судебная практика
Сначала суды признавали только автокресла для детей до двенадцати лет, но после внесения изменений в правила дорожного движения законными действиями считается и перевоз детей с использования адаптера и бустера.
Но до сих пор считается незаконной езда с детьми до двенадцати лет, которые пристегнуты только автомобильными ремнями безопасности. В этом случае суд непреклонен, и никакие обжалования не помогут.
Но если штраф выписан за перевозку ребенка без удерживающих приспособлений, а он был в бустере, то такое взыскание можно обжаловать в суде. В соответствии с последними изменениями в правилах суд удовлетворяет такие иски. Если суд принял решение в пользу водителя, то действия сотрудника ДПС считаются незаконными и сумма штрафа возвращается обратно водителю.
Но в то же время абсолютно законно будет привлечь водителя к ответственности за перевозку детей только с адаптером. Можно сделать вывод, что если ребенок пристегнут только с помощью адаптера и не имеет под собой бустера или подушки, то такие действия считаются противоправными.
Важно помнить, что какие бы ни были доводы у водителя, который перевозит детей без удерживающего приспособления, они не имеют законной силы. Потому что ребенок до двенадцати лет может ездить в машине только зафиксированный специальным образом.
Если подвести итог, то можно сказать следующее:
- Бескаркасные кресла для детей в автомобиле больше вредят, чем помогают. По этой причине правила дорожного движения запрещают его использование. Лучше переплатить, чем экономить на здоровье и жизни ребенка.
- Все дети, не достигшие двенадцати лет, должны ездить в машине зафиксированные с помощью специальных приспособлений.
- Ездить ребенку на переднем сидении можно, то только в удерживающем приспособлении. Если устройство стоит лицом в салон, то подушки безопасности нужно отключить.
- Выбирать нужно только с ребенком удерживающее устройство для детей в автомобиле, возраст при этом значения не имеет. Нельзя опираться на свою интуицию, лучше выбирать устройство методом примерки.
- Качественное устройство стоит дорого, но можно существенно снизить стоимость, если заказать в Интернете. Хотя в этом случае есть риск не угадать с параметрами или получить заказ, который не соответствует требованиям.
- Чтобы подстраховаться, лучше не разрешать маленьким детям есть или пить во время езды. Потому что в случае экстренной ситуации это может плохо обернуться.
- Нельзя покупать удерживающее устройство на вырост. От него не будет толку, а в чем-то оно даже может принести вред.
Если соблюдать все эти правила, то поездка не обернется трагедией, а доставит только положительные эмоции и родителям, и детям.